Читайте с удовольствием
4. ПИРАМИДЫ. Восхождение
Во Франции в нем хотели видеть потомка древних крестоносцев, укрывшихся в Ливане во времена Людовика Святого; старались доказать, что само название — друзы — происходит от имени некоего графа Дрёза. Фахр ад-Дин принимал все эти предположения с благоразумием и лукав-
219
■ •чегк.
етвом, свойственным левантинцам; он нуждался в Европе, чтобы бороться с султаном.
Во Флоренции его считали христианином; возможно, он им стал, как в наши дни стал христианином эмир Бе-шир, правитель Ливана, династия которого сменила династию Фахр ад-Дина; но при этом он продолжал оставаться друзом, то есть представителем своеобразной религии, которая, возникнув на обломках предшествующих верований, позволяет своим последователям быстро воспринимать все возможные формы культа, как это некогда делали члены египетских тайных союзов. По современным представлениям, религия друзов — это что-то вроде франкмасонства.
Фахр ад-Дип в какой-то мере воплощал идеал, прообразом которого является для нас Хирам — царь древнего Ливана, друг Соломона и герой тайных союзов. Хозяин всего побережья Финикии и Палестины, он пытался создать в Сирии независимое королевство, но из-за отсутствия поддержки европейских правителей не смог осуществить свои замыслы. Фахр ад-Дин олицетворяет в Ливане идеалы славы и могущества; остатки его построек, разрушенных скорее войнами, нежели временем, соперничают с древнеримскими сооружениями. Он призвал итальянских мастеров украсить свои дворцы и виллы, и до сих пор кое-где ' сохранились орнаменты, статуи, колоннады; мусульмане вновь завоевавшие эту страну, были удивлены, обнаружив здесь языческое искусство, давно уничтоженное их предшественниками, и принялись его поспешно разрушать.
Иа том самом месте, где так недолго жила эта хрупкая красота, где под ветром Возрождения на время взошли ростки греческой и римской античности, теперь возвышалось огромное деревянное сооружение, построенное по приказу паши. Процессия маронитов выстроилась под окнами в ожидании, пока правитель соблаговолит принять их. Впрочем, вскоре их пригласили войти.
Как только открылась дверь во дворец, я увидел среди секретарей и офицеров, находившихся в зале, армянина, который сопровождал нас на «Санта Барбаре». Он был ', одет во все новое, на поясе у него красовался серебря- , ыый письменный прибор, а в руках он держал несколько ; листов пергамента и какие-то брошюры. В стране арабских | сказок не стоит удивляться, когда вдруг видишь, что без- ,' вестпый бродяга, которого ты успел потерять из виду, за- '■ нимает важный пост при дворе. Армянин сразу же узнал \ меня и, казалось, был счастлив этой встрече. Как турец- . 220
кпп чиновник, он носил «послереформенный» костюм и изъяснялся с большим достоинством.
— Рад видеть, что вы заняли подобающее положение,— сказал я ему.— Вы, кажется, здесь прижились, и я сожалею, что мне не о чем вас просить.
— Что вы! — ответил он.— Я еще не пользуюсь здесь доверием, но считайте, что я полностью в вашем распоряжении.