Читайте с удовольствием

4. ПИРАМИДЫ. Восхождение

   Но как это сделать? — спросили дервиши.

   Его нужно несколько раз повернуть, чтобы сбить с толку, а потом, не дав ему времени опомниться, быстро затащить внутрь.

Эта мысль вызвала общее одобрение. Пение возобновилось с новой силой; дервиши, схватив носилки, в течение нескольких минут вращали его, затем внезапно бросились к двери, и на этот раз их действия увенчались успехом. Народ с беспокойством ожидал исхода этого рискованного маневра, опасаясь, не станут ли дервиши жертвами собственной отваги и не обрушатся ли на них стены, но дервиши не замедлили появиться на пороге и с ликованием объявили, что после некоторых затруднений святой успокоился. Испустив радостные крики, толпа разошлась — кто по своим деревням, кто в близлежащие кофейни на мысе Рас-Бейрут.

Это было второе турецкое чудо, которое мне довелось увидеть (вы помните Дусу, когда шейх каравана из Мекки проехал на лошади по дороге, устланной телами правоверных) ; своенравный мертвец, который вертелся в руках носильщиков, отказываясь войти в свою гробницу, напомнил мне пассаж из Лукиана, в котором сходные фантазии приписывались бронзовой статуе Аполлона Сирийского 87. Это произошло в храме, расположенном на востоке Ливана; по обычаю, жрецы раз в году отправлялись омыть статуи богов в водах священного озера. Аполлон долгое время отказывался подвергнуться этой процедуре.,, он не любил воду — вероятно, потому, что был властелином небесного

228

огня; он вырывался из рук носильщиков и несколько раз сбивал их с ног. По мнению Лукиана, это чудо достигалось за счет гимнастических способностей жрецов, но можно ли полностью доверять утверждению этого Вольтера античных времен?

Что касается меня, то я склонен скорее принимать все это на веру, чем отрицать. Даже Библия признает чудеса, приписываемые Аполлону Сирийскому, который был не кем иным, как Ваалом. Не понимаю, почему силы, дарованные восставшим ангелам и духам Пифона, не могли проявиться таким образом; почему бессмертная душа бедняги юродивого была неспособна произвести магнетическое действие на правоверных, убежденных в его святости.

К тому же кто осмелится быть скептиком у подножия Ливанских гор? Разве эти берега не являются колыбелью всех верований мира? Спросите у первого встречного горца, и он вам скажет, что именно на этой земле происходили события, описанные в Библии. Он вам покажет, где дымились костры первых жертвоприношений, где стоит скала, окропленная кровью Авеля, где чуть поодаль был расположен город Енох, построенный гигантами,— следы его видны и теперь; он покажет вам могилу Ханаана, сына Хама. Попробуйте посмотреть глазами эллина, и вы увидите на склоне этих гор целый сонм богов; их культ, распространяемый волнами финикийской эмиграции, восприняла и трансформировала древняя Греция. Эти леса и эти горы слышали крики Венеры, оплакивающей Адониса; еще и сейчас где-то здесь, в таинственных пещерах, секты идолопоклонников предаются своим ночным оргиям, молясь и оплакивая жертву — бледного идола из мрамора или слоновой кости, покрытого кровоточащими ранами, а стоящие вокруг заплаканные женщины испускают яалобные крики, подражая стенаниям богини. Сирийские христиане проводят похожие богослужения в святую пятницу: плачущая мать занимает место возлюбленной, но пластические имитации не менее трогательны; подобные сохранившиеся и по сей день формы празднования поэтично описал

Феокрит.